Главная > Инструкции по охране труда


Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика

1. Общие положения

1.1. К работе в качестве водителя электропогрузчика до­пускаются мужчины и женщины не моложе 18 лет, обученные по программе для водителей электропогрузчиков (электрокар), сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управ­ления погрузчиком, а также первую квалификационную группу электробезопасности.
1.2. На рабочем месте работник получает первичный ин­структаж по охране труда и проходит обучение по охране труда в соответствии с Положением об обучении по вопросам охраны труда, действующим на предприятии.
Работник, допускаемый к работам по транспортировке и пе­ремещению сжиженных газов в баллонах под давлением, взры­воопасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных веществ (кислот, щелочей и др.), должен пройти специ­альное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.
1.3. Во время работы работник проходит:
- проверку знаний безопасности труда - ежегодно;
- проверку знаний по электробезопасности - ежегодно;
- проверку гигиенических знаний (в продовольственном скла­де (базе), холодильнике) - один раз в 2 года;
- периодический медицинский осмотр.
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен получать один раз в три месяца.
1.4. Женщины со дня установления беременности перево­дятся на другую работу.
1.5. На работника могут воздействовать опасные и вред­ные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части подъе­мно-транспортного оборудования;
- обрушивающиеся штабели складируемых товаров;
- пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень вибрации; повышенная подвижность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи;
- повышенный уровень статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента;
- нервно-психические перегрузки.
1.6. Работник должен быть обеспечен средствами инди­видуальной защиты. Согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта» водителю электропогрузчика должны быть выданы:
- костюм хлопчатобумажный (срок носки – 12 месяцев);
- рукавицы комбинированные (срок носки – 1 месяц);
- жилет сигнальный (срок носки – 12 месяцев).
Постоянно занятым на наружных работах зимой дополни­тельно:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев).
1.7. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности не въезжать на погрузчике во взрывоопасном исполнении в поме­щения, где имеется опасность взрыва или пожара. Убирать в металлические ящики с плотными крышками использованные обтирочные материалы (промасленные концы, тряпки и пр.).

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Произвести ежесменное техническое обслуживание и проверить:
- крепление рычагов управления;
- состояние тормозной системы. Тормоза считаются исправными, если погрузчик с рабочей нагрузкой останавливается на следующем расстоянии от начала торможения: 2,0 м - при скорости погрузчика 10 км/ч; 1,5  м - при скорости 7 км/ч; 1,0 м - при скорости 3 км/ч;
- наличие и исправность плавких предохранителей;
- исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузо­подъемника и т.п.). Убедиться в работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;
- исправность электрозамка;
- крепление колес, состояние шин (давление в пневматичес­ких шинах);
- работу звукового сигнала и световой сигнализации (ос­вещения);
- уровень электролита в аккумуляторной батарее;
- исправность аккумуляторов. Крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.
2.2. Периодически осматривать и смазывать механизм ру­левого, управления, трущиеся части контроллера, тормозные рычаги и т.п. Контроллер проверять не реже одного раза в пять дней.
2.3. Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:
- отсутствие посторонних предметов;
- сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов;
- пол на рабо­чем месте должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.
2.4. Проверить соответствие рабочих устройств погрузчиков (вилочных захватов, крюков, ковшей и т.п.) технической документации.
Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или нестойких грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.
Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы защелками или устройствами, надежно фиксирующими их на захваты. 
2.5. К работе не допускаются погрузчики, имеющие сле­дующие основные дефекты:
- неотрегулированные и неисправные тормоза;
- неисправные звуковые сигналы;
- трещины в сварочных швах рамы и каретки грузоподъем­ника, вилочном захвате и др.;
- цепи с дефектами или износом сверх установленных норм браковки;
- шум, треск, скрежет в гидросистеме погрузчика;
- ослабление креплений противовесов и их некомплектность;
- течь в соединениях маслопроводов, гидросистемы и ак­кумуляторах;
- ослабление крепления грузовых цепей к раме и каретке грузоподъемника;
- отсутствие вращения хотя бы одного катка рамы и каретки;
- ослабление крепления звездочек грузовых цепей;
- ненадежное крепление пальцев цилиндров;
- понижение давления в шинах, наличие на них сквозных пробоев и повреждения корда.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Работы по перемещению грузов производить под ру­ководством должностного лица, в распоряжение которого вы­делен погрузчик.
3.2. При движении соблюдать Правила движения для во­дителей транспорта. Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твер­дым и ровным покрытием, очищенным в зимнее время от снега и льда, а при гололеде - посыпанным песком.
3.3. Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны производиться перегрузочные работы. 
3.4. Соблюдать установленные скорости движения в за­висимости от состояния дорожного покрытия и характера вы­полняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производствен­ные помещения.
3.5. Не превышать на территории предприятия скорость 5 км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на по­воротах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей З км/ч.
3.6. При встрече с пешеходами по пути движения пре­дупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не ме­нее 5 м; если пешеходы не сходят с дороги, остановить по­грузчик.
3.7. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.
3.8. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.
3.9. При подаче погрузчика задним ходом, особенно в уз­ких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.
3.10. Соблюдать дистанцию во избежание наезда при вне­запной остановке. Расстояние до идущего впереди транспор­та должно быть не менее 10 м, а на уклонах - не менее 20 м.
3.11. Учитывать габариты проема при въезде и выезде че­рез ворота, двери.
3.12. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.
3.13. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм.
3.14. Постоянно следить за тормозной системой, пользо­ваться тормозом как можно реже, заранее при этом выключая двигатель.
3.15. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо за­тормозить погрузчик до полной остановки.
3.16. Перевозить груз через рельсовые пути по железно­дорожному переезду при поднятом шлагбауме и разрешаю­щем сигнале светофора.
3.17. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, сколь­зкой дороге.
3.18. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно их равномерно.
3.19. Подводить вилы грузового захвата под поддон сле­дует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.
3.20. Укладывать длинномерные грузы спаренными погруз­чиками под руководством специально выделенного лица.
3.21. При размещении груза на вилочном погрузчике следует соблюдать следующие требования:
- груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы не возникал опрокидывающий момент; при этом груз должен быть прижат к раме подъемника;
- груз должен размещаться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап;
- крупногабаритные грузы разрешается укладывать выше защитного устройства, но не более одного места.
3.22. Производить захват груза вилочным захватом при на­клоне рамы «от себя», поднимать груз - при наклоне рамы «на себя».
3.23. Производить наклон вилочного захвата с грузом мед­ленно, плавно перемещая рычаг управления.
3.24. Подхватывать и оставлять груз только при обеспе­ченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата.
Захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчика на пневматических шинах и 0,25 м – для погрузчика на грузошинах.
3.25. При работе погрузчика со стрелой необходимо сначала поднять груз, а потом производить его транспортирование.
Запрещается сталкивать груз со штабеля и подтягивать его.
3.26. Перед подъемом и опусканием груза предваритель­но осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.
3.27. Подъем и складирование груза производить при ус­ловии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной повер­хности.
3.28. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилах электропогрузчика в зависимости от положения цен­тра тяжести груза.
3.29. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон свыше 3° только на заднем ходу и с малой скоростью.
3.30. При транспортировании груза поднимать его на вы­соту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъёмника «на себя» производить не полностью.
3.31. Соблюдать осторожность при транспортировке груза в узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте.
Перед въездом погрузчика в узкое место между штабелями, оборудованием, элементами конструкций зданий и сооружений водитель обязан остановить погрузчик и убедиться в отсутствии людей в зоне его работы.
3.32. Ставить погрузчик перед подъемом и опусканием груза на стояночный тормоз.
3.33. Устанавливать ящики в штабель по одному или гото­выми пакетами.
3.34. Во время работы запрещается:
- производить профилактическое обслуживание или ремонт погрузчика при поднятых грузозахватных устройствах (без страховки);
- работать на машине со снятым щитком, закрывающим па­нель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;
- укладывать груз выше защитного устройства, предохра­няющего рабочее место водителя от падения груза;
- укладывать грузы краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;
- производить подъем и перемещение груза при помощи только одного захвата погрузчика;
- прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на элек­трические провода, лежащие на земле;
- опускать груз на газо- и паропроводы, электрические ка­бели, временные перекрытия;
- поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;
- поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном зах­вате погрузчика;
- допускать присутствие людей под поднятым грузом; пере­возить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном, на боко­вых или торцовых стенках;
- выезжать на уклоны свыше 14° и допускать резкое тормо­жение погрузчика;
- работать вблизи линии электропередач и под ними;
- находиться и проезжать под поднятым грузом;
- перевозить на электропогрузчиках легковоспламеняющиеся жидкости, а также кислоты, если аккумуляторная батарея расположена под погрузочной платформой;
- оставлять погрузчик включенным, ставить его в местах дви­жения автомобилей и на полотне железной дороги;
- покидать пост управления при поднятом грузе.
Если не­обходимо отлучиться от погрузчика, то опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить по­грузчик на стояночный тормоз.
3.35. Прекратить работу, если по какой-либо причине карет­ка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и ви­лочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом лицу, в ведение которого выделен погрузчик. Эти неисп­равности устранять самому водителю не разрешается.
3.36. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Поставить погрузчик на место стоянки.
4.2. Опустить в нижнее положение вилочный захват или сменить рабочее приспособление.
4.3. Поставить погрузчик на стояночный тормоз.
4.4. Разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнезда выключателя оперативной цепи специальный ключ.
4.5. Произвести осмотр погрузчика для подготовки к сле­дующему рабочему дню (очистить его от грязи, пыли, прове­рить крепление болтов, отсутствие подтекания масла из гид­росистемы и т.п.). В случае необходимости закрепить болты, подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона рамы и т.д.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При возникновении поломки или неисправности погрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окру­жающих людей (особенно неисправности тормоза, рулевого управления и звукового сигнала), немедленно прекратить ра­боту и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному лицу, в распоряжение которого выделен погрузчик.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист) службы охраны труда предприятия

Юрисконсульт 

Главный технолог