Главная > Инструкции по охране труда > Типовые отраслевые инструкции по охран труда на морском транспорте ТОИ (содержание)


Типовая инструкция по охране труда для трубопроводчика

ТОИ Р-31-213-97

Разработана Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ); Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте.
Согласована Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации.
Внесена Отделом охраны труда Департамента кадровой и социальной политики Министерства транспорта Российской Федерации.
Утверждена Министерством транспорта Российской Федерации, Министр Н.П. Цах.

ВВЕДЕНИЕ

 

КонсультантПлюс: примечание.
Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
"Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ.
По вопросу, касающемуся государственных нормативных требований охраны труда, см. главу 34 Трудового кодекса РФ.

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями ст. 145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст. ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93).
Типовые инструкции составлены на основании РД 31.83.04-89 "Правила безопасности труда на промышленных предприятиях" и других современных нормативных документов. В инструкциях приведены положения по безопасности труда, которые должны знать и выполнять рабочие судоремонтных предприятий.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Минтруда РФ от 01.07.1993 N 129 утратило силу в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 24.01.2003 N 5. Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

Типовые инструкции предназначены для использования их администрациями судоремонтных или других береговых предприятий для разработки инструкций по охране труда для работников. При разработке инструкций по охране труда администрации предприятий должны включить в них требования безопасности с учетом местной специфики и рода выполняемой работы. Такие инструкции утверждаются, регистрируются в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93, N 129. Руководители судоремонтных предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех рабочих и руководителей заинтересованных подразделений.

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу трубопроводчика и совмещающих другие профессии с профессией трубопроводчика.
1.2. К работе в качестве трубопроводчика допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, которым присвоен квалификационный разряд, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.
1.3. Инструктаж по безопасности труда и обучение безопасным приемам и методам работы обязательны для всех работающих и вновь поступающих на работу, в том числе для проходящих производственную практику.
1.4. При выполнении работ трубопроводчик может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.
ОПАСНЫМ производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, ВРЕДНЫМ - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, микроклимат помещений и др.
1.5. Трубопроводчик должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:
- при работе в цехе - шум, локальная вибрация, подвижные части оборудования;
- при работе на судне, в доке - неблагоприятные метеофакторы, шум, вибрация, вредные вещества воздуха рабочей зоны, возможность падения с высоты.
1.6. Выделяют 3 класса условий и характера труда:
1 класс - оптимальные условия.
Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.
2 класс - допустимые условия.
Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей смены.
3 класс - опасные и вредные условия труда.
Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.
Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.
1.7. При выполнении работы, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, трубопроводчик обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями: очками, респиратором, наушниками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.
При нахождении на судах, в доках, на причалах ношение защитной каски с застегнутым подбородочным ремнем обязательно.
1.8. При выполнении порученной работы трубопроводчик не должен покидать свое рабочее место без разрешения мастера или принимать участие в производстве работ, ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.
1.9. При нахождении на территории предприятия (судоремонтного завода) запрещается:
(01) ходить по проезжей части дороги и железнодорожному полотну;
(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;
(03) пролезать под вагонами и через автосцепку стоящего состава;
(04) проходить через зону работы грузоподъемных кранов во время производства грузовых работ.
1.10. При нахождении на судне запрещается:
(01) спускаться или входить в трюмы и отсеки судна без разрешения мастера и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;
(02) входить в неосвещенные трюмы и другие судовые помещения;
(03) ходить по бимсам, флорам и стрингерам без надежного настила;
(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;
(05) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с причала на судно и обратно;
(06) работать у неогражденных или незакрытых горловин и проемов;
(07) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;
(08) курить, пользоваться открытым огнем, выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);
(09) производить огневые работы в закрытых помещениях без принудительной вентиляции;
(10) передвигаться по судовым трапам, не держась за поручни, спускаться или подниматься по вертикальным трапам, если руки заняты инструментом. Инструмент нужно опускать (поднимать) на растительном конце.
1.11. Наряду с требованиями настоящей Инструкции трубопроводчик должен соблюдать:
(01) требования, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках, предъявляемые к уровню теоретических и практических знаний работающего соответствующей квалификации;
(02) технологический процесс выполняемой работы;
(03) правила технической эксплуатации оборудования, приспособлений, инструмента, при помощи которых он работает или которые обслуживает;
(04) правила внутреннего трудового распорядка.
1.12. Производить электросварочные и газосварочные работы могут только лица, имеющие соответствующее квалификационное свидетельство электросварщика или газосварщика при соблюдении требований "Инструкции по охране труда для электрогазосварщика".
1.13. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств трубопроводчик должен немедленно сообщить мастеру.
1.14. При выполнении вручную вспомогательных операций разрешается переносить груз весом до 20 кг. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.
1.15. Трубопроводчик должен знать Правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.
1.16. При несчастных случаях необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача и сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха (участка), по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.
1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. При выполнении опасных, незнакомых или редко выполняемых работ трубопроводчик должен получить целевой инструктаж по безопасности труда от мастера.
2.2. При нахождении на ремонтируемом судне трубопроводчик должен ознакомиться со схемой путей эвакуации из различных помещений и отсеков при возникновении аварийных ситуаций.
2.3. Перед началом работ необходимо привести в порядок рабочую одежду, подготовить исправные индивидуальные средства защиты, осмотреть станочное оборудование, грузоподъемные средства и инструмент, определить их исправность и готовность к использованию.
2.4. Рабочее место должно быть чистым и достаточно освещенным. Проходы, места у станочного оборудования и верстаков должны быть свободны от деталей, расходного материала и посторонних предметов. Станочное оборудование и верстаки должны быть оборудованы местным низковольтным освещением.
2.5. Ручной, механизированный инструмент и технологическую оснастку трубопроводчик должен получать в специальных пунктах (кладовых) через ответственное лицо, осуществляющее хранение, прием, выдачу, испытание, регистрацию, осмотр и контроль за соответствием инструментов и приспособлений требованиям безопасности.
2.6. Ручной инструмент и приспособления должны быть исправны и отвечать следующим требованиям:
(01) напильники, рашпили, шаберы, молотки и кувалды должны быть прочно насажены на деревянные ручки;
(02) зубила, крейцмейсели, керны, пробойники не должны иметь наклепа и трещин, длина их должна быть не менее 150 мм;
(03) гаечные ключи должны быть с неразработанными губками и соответствовать размеру без применения прокладок;
(04) бойки молотков и кувалд не должны иметь наклепа и забитости, поверхность бойка должна быть слегка выпуклой;
(05) тиски должны быть хорошо закреплены на верстаке, губки тисков и струбцин должны иметь хорошую (несработанную) насечку;
(06) на тельфере и талях должны быть надписи о допустимой грузоподъемности и дате очередного испытания;
(07) воздушные шланги пневматического инструмента должны быть без повреждений, надежно закреплены на штуцере, соединены между собой при помощи заершенных ниппелей и закреплены хомутиками;
(08) зачистные электрические и пневматические машинки должны иметь предохранительные кожухи;
(09) переносные светильники должны быть заводского исполнения, напряжением не более 42 В.
2.7. Электроинструмент должен иметь целый шланговый провод с штепсельной вилкой, изоляция провода не должна иметь повреждений, клеммы подключения проводов должны быть надежно закрыты. При работе электроинструментом свыше 36 В необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками, ковриками (галошами). Электроинструмент должен быть проверен на отсутствие замыкания на корпус.
2.8. Перед началом работы на оборудовании необходимо проверить:
(01) исправность его частей и механизмов (внешним осмотром);
(02) наличие и прочность крепления ограждений и защитных устройств;
(03) наличие смазки трущихся частей;
(04) действие органов управления и тормозов, работу оборудования на холостом ходу.
2.9. Перед началом работы ремонтируемые системы должны быть отключены от магистральных трубопроводов.
2.10. Заточные и обдирочные станки, предназначенные для работы с трубами, должны иметь исправные круги, помещенные в защитные кожухи, а также подручники, прозрачные экраны и должны быть оборудованы пылеулавливающими устройствами. Зазор между камнем и подручником не должен превышать 3 мм. Станки для резки труб абразивными кругами должны иметь надежное ограждение и пылеотсос.
2.11. Трубопроводчику запрещается работать на неисправном оборудовании, использовать неисправный инструмент, разбирать и ремонтировать электрифицированный и пневматический инструмент.
2.12. Приступать к работе на лесах и подмостях можно только с разрешения мастера после проверки их прочности и наличия ограждения.
2.13. Для переноски к месту работы рабочего инструмента используется специальный ящик или сумка. Переносить инструмент в карманах не разрешается.
2.14. Для проведения огневых работ на судах необходимо иметь письменное разрешение пожарной охраны (ВОХР).

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. В цехе трубы и арматура должны храниться на специально оборудованных местах, уложенными на стеллажи или в устойчивые штабели с подкладками под ними и прокладками между рядами (под крайние ряды подкладывают клинья).
3.2. Очистка старых труб от эксплуатационных отложений должна производиться влажным способом в специальном помещении. Если по условиям производства очистку влажным способом производить нельзя, то, как исключение, допускается сухая очистка в помещении с местной вентиляцией.
3.3. К работе на электропечах допускаются только рабочие, обученные безопасным методам труда. Не допускается соприкосновение поверхности трубы с открытыми токопроводящими элементами, а также снятие во время действия печи защитных кожухов и изоляции с токоведущих частей.
3.4. Плиты для гибки труб должны быть установлены на прочном фундаменте. Упорные стойки на плитах должны возвышаться над плитой не менее чем на величину диаметра изгибаемой трубы и иметь достаточную прочность. При гибке труб на плите следует пользоваться канифас-блоками, исправными канатами, а при гибке труб больших диаметров - лебедками, шпилями и другим оборудованием. Находиться вблизи натянутого каната не разрешается.
3.5. Горячие детали надо брать клещами и в рукавицах.
3.6. Освобождение изогнутой трубы из ручья гибочного диска трубогибочного станка должно производиться только при поддержке трубы (руками, краном).
3.7. Охлаждать трубы большой длины следует путем смачивания мокрой паклей или ветошью, укрепленной на металлическом стержне.
3.8. При нарезке резьбы, при резке ножовкой трубы должны надежно крепиться в специальных зажимах, а на трубоотрезном станке - пневмоприжимом. При отрезке трубы надо следить, чтобы отрезанный конец не упал на ногу.
3.9. При сверлении трубы необходимо защищать глаза очками от стружки. Работать на сверлильных станках в рукавицах запрещается. Труба на столе сверлильного станка должна надежно крепиться в тисках. Запрещается сверлить трубу, придерживаемую руками. Стружка убирается от вращающегося сверла и со станка щеткой или крючком.
3.10. На ручных сверлильных машинах должны быть обеспечены надежность крепления сверл и исправность пусковых устройств. Запрещается менять сверла на неотключенных машинах, переносить неотключенные машины, касаться сверла руками.
3.11. Паяльные лампы выдаются только лицам, хорошо знающим правила обращения и имеющим опыт работы с ними.
3.12. Наполнение паяльных ламп керосином и опорожнение их следует производить в специально отведенных местах при остывших форсунке и кожухе лампы. Разжигание лампы должно производиться на металлическом или асбестовом листе.
3.13. При ремонтных работах запрещается:
(01) заполнять керосиновые паяльные лампы бензином или использовать бензиновые паяльные лампы;
(02) работать паяльными лампами, не имеющими ограничителя хода клапана, при пропусках горючего и засорении форсунки;
(03) выжигать краску паяльной лампой в закрытых помещениях.
3.14. При укладке или подвеске труб и деталей трубопровода следует применять подъемные приспособления.
3.15. При работе на высоте надо пользоваться исправными лестницами, прочными лесами с перилами и бортовой доской. Лестницы должны иметь башмаки, исключающие скольжение.
3.16. Запрещается оставлять на лесах и подмостях инструмент и незакрепленные предметы, бросать детали и отходы вниз.
3.17. При подъеме труб их надо обвязывать пеньковыми канатами. Снимать стропы можно только после закрепления трубы.
3.18. На время ремонта трубопровода надо закрыть подачу пара и спустить пар. Открывая спускные вентили, необходимо предупредить окружающих об этом, чтобы предотвратить ожоги паром или горячей водой. Вентиль надо открывать постепенно.
3.19. Запрещается ремонтировать трубопровод под давлением, а также стоять против спускных кранов.
3.20. Нельзя открывать и закрывать вентили при помощи случайных приспособлений, а также наращивать плечо ключа трубами или другими предметами.
3.21. В смотровых колодцах работу должны выполнять два человека после инструментального замера состава воздушной среды. Перед спуском в колодец необходимо поставить ограждения над люками, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, свободный конец которого должен находиться в руках у страхующего. После окончания работы в колодце его крышка должна быть закрыта.
3.22. При совместном перемещении труб несколькими рабочими необходимо поднимать и опускать их по команде, переносить трубы вдвоем следует на одноименных плечах.
3.23. Затяжка болтов (шпилек) должна проводиться равномерно с поочередным завертыванием гаек, расположенных крест-накрест, при параллельном расположении фланцев.
3.24. Выравнивание перекоса фланцев путем неравномерного натяжения болтов (шпилек) и устранения зазоров между фланцами при помощи клиновых прокладок или шайб не разрешается.
3.25. Гидравлические испытания труб и арматуры должны производиться на специально оборудованных рабочих местах. При гидравлическом испытании выпуск воздуха или воды должен производиться при помощи отводной трубки и через кран, поставленный на заглушку свободного конца изделия (трубы).
При испытании запрещается:
- применять деревянные пробки для заделки отверстий;
- находиться против заглушек, пробок, фланцевых соединений и швов;
- ударять чем-либо по трубопроводу;
- исправлять дефекты на трубопроводе и арматуре.
Устранять течи фланцевого соединения допускается только после полного снижения давления. При испытании трубопроводов давление следует повышать постепенно во избежание гидравлических ударов и разрывов.
3.26. Испытания трубопроводов или емкостей должны проводиться водой. При этом разница температур окружающей среды и воды не должна превышать 5 °C.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СУДНЕ

4.1. При необходимости провести на судне, находящемся в ремонте, разъединение трубопроводов должен быть предварительно получен допуск к работе. Допуск должен быть подписан старшим механиком судна после подготовки системы к ремонту.
4.2. Спуск и работы в замкнутых, закрытых, труднодоступных и плохо вентилируемых судовых помещениях (двойное дно, выгородки, цистерны и т.п.) разрешаются под непосредственным руководством мастера после предварительного проветривания и инструментального замера состава воздушной среды. Один человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). Входящий должен иметь при себе индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения. При выполнении работ в указанных помещениях концентрация вредных веществ и кислорода в воздухе должны замеряться через каждые два часа в течение всего рабочего периода. У страхующего должен быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение для оказания помощи, и медицинская аптечка.
Непрерывное пребывание в цистерне не должно превышать 45 минут, после чего нужно, выйдя из цистерны, отдыхать в течение 15 минут.
4.3. При производстве работ в котлах, цистернах и других местах, опасных в отношении поражения электрическим током, можно пользоваться только переносными светильниками напряжением 12 В с исправным резиновым кабелем, штепсельной вилкой, предохранительной сеткой и стеклянным колпаком или аккумуляторными взрывобезопасными фонарями.
4.4. При ремонте паропровода, который находится под давлением, необходимо ту часть, на которой производятся работы, отключить секущим клапаном, замкнуть его на замок и прикрепить табличку "НЕ ОТКРЫВАТЬ! НА МАГИСТРАЛИ ПРОИЗВОДЯТ РАБОТЫ".
4.5. Не разрешается устранять течь на трубопроводе, находящемся под давлением.
4.6. При демонтаже трубопроводов и арматуры на судне надо предварительно удостовериться, что трубопровод освобожден от рабочей среды, а в необходимых случаях - дегазирован. Вентили на концах ремонтируемых участков должны быть перекрыты, замкнуты на замок и на них вывешены предупредительные надписи: "НЕ ОТКРЫВАТЬ! НА МАГИСТРАЛИ ПРОИЗВОДЯТ РАБОТЫ". В местах отсоединения труб должны быть поставлены металлические заглушки.
4.7. Для демонтажа и установки на судне трубопроводов, арматуры, воздухопроводов, расположенных на высоте более 1,5 м от настила днища, палубы, платформы, должны быть установлены удобные, прочные и устойчивые подмости.
4.8. Демонтаж отдельных труб и узлов надо производить так, чтобы оставшаяся часть трубопровода находилась в устойчивом положении.
4.9. На период монтажа и демонтажа трубы должны крепиться на подвесках. Демонтированные трубы запрещается устанавливать в вертикальном положении. Временное крепление труб должно осуществляться способом, обеспечивающим безопасность работ. Подвешивать или укладывать какие-либо предметы на трубопроводы запрещается.
4.10. Отогревать замерзшие трубы следует горячей водой.
4.11. Внутренняя и наружная поверхности труб перед подачей их на судно должны быть очищены от окалины, песка и грязи, а концы труб - заглушены.
4.12. При укладке труб под палубой и подволокой работающие должны работать на исправных рештованиях, с применением защитных очков, предохранительных поясов и касок.
4.13. Не допускается, как правило, работа на рештованиях одновременно в двух уровнях по одной вертикали. При необходимости должны быть устроены прочные сплошные разделительные настилы, исключающие возможность травмирования людей, работающих внизу.
4.14. Нельзя ходить по трубам и крепить трубы случайными материалами (веревками, проволокой). Для крепления труб необходимо применять скобы, хомуты и другие штатные средства крепления.
4.15. Проворачивать трубы при сборке и сварке следует с помощью предназначенных для этого ключей или других поворотных устройств.
4.16. Применяемые для трубопроводных работ цепные, рычажные и другие ключи должны иметь острые зубцы, гарантирующие невозможность срыва ключа.
4.17. Открывать и закрывать клапаны с помощью дополнительных приспособлений, не предусмотренных конструкцией, не разрешается.
4.18. При использовании на судах газовых баллонов они должны быть размещены на верхней палубе, на расстоянии не менее 10 м от горелки и других источников огня. Размещение баллонов в машинном отделении, коридорах, трюмах запрещается.
4.19. Электрические кабели и газовые шланги сварочного и резательного оборудования должны прокладываться по судну так, чтобы исключалась возможность их повреждения и соприкосновения между собой.
4.20. Трубопроводчику запрещается:
(01) снимать защитные кожухи и ограждения с работающего оборудования, прикасаться к электрическим проводам и токоведущим частям арматуры;
(02) работа пневматическими наждачными машинами без защитных кожухов на круге и без защитных очков;
(03) ударять по трубам и сосудам, подтягивать болты фланцев труб, если они находятся под давлением;
(04) разбирать трубопроводы, не убедившись в отсутствии в них рабочей среды (топлива, пара, воды, газа);
(05) пускать самостоятельно воду, пар или газ для опробования трубопроводов - это можно делать только по указанию мастера;
(06) использовать шланги для газовой резки длиной более 40 м;
(07) браться масляными руками или рукавицами за кислородный баллон;
(08) эксплуатировать печи с поврежденной изоляцией, при образовании искр в местах контактов или местного нагрева, или при температуре наружных стенок свыше 45 °C.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При срабатывании системы противопожарного углекислотного тушения в судовых помещениях (при включении звукового и светового сигналов) все лица должны немедленно покинуть эти помещения.
5.2. Во всех случаях обнаружения пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждения технических средств или другой опасности трубопроводчик должен немедленно доложить руководителю работ и покинуть опасную зону.
5.3. В случае воспламенения горючих веществ необходимо использовать огнетушитель, песок, землю или накрыть огонь брезентом или войлоком. Заливать водой горящее топливо и неотключенное электрооборудование запрещается.
5.4. При внезапном выключении освещения необходимо дождаться его включения. Передвигаться в неосвещенном помещении опасно.
5.5. При обнаружении малейших признаков отравления или раздражении кожи, слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей необходимо прекратить работу, сообщить об этом мастеру и обратиться в медпункт.

VI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании трубопроводных работ на судне необходимо убедиться в том, что никто из работающих случайно не остался в цистернах, отсеках, танках.
6.2. По окончании работы трубопроводчик должен:
(01) выключить оборудование, привести в порядок рабочее место, убрать инструменты, инвентарь, другие материалы и индивидуальные средства защиты на отведенные для них места;
(02) спецодежду и спецобувь положить в личный шкаф для спецодежды, в случае ее загрязнения сдать в стирку (заменить);

(03) вымыть руки и лицо водой с мылом или принять душ.