Главная > Законодательная база России > Правила по охране труда (ПОТ) > ПОТ Р М-029-2003 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия) (содержание)


II. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ

2.1. Общие требования охраны труда работников при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия

2.1.1. Общие требования охраны труда к конструкции, техническому состоянию, размещению и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия определяются государственными стандартами на соответствующее производственное оборудование, правилами устройства и безопасной эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, документацией завода-изготовителя и настоящими Правилами.
2.1.2. Транспортные средства непрерывного действия должны использоваться по назначению в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя.
2.1.3. Транспортные средства непрерывного действия должны быть безопасными при эксплуатации как отдельно, так и в составе комплексов и технологических систем, а также при монтаже, обслуживании, ремонте, демонтаже, транспортировке и хранении. При экстренных остановах транспортные средства непрерывного действия не должны создавать опасности при срабатывании этих устройств.
2.1.4. Не рекомендуется вносить изменения в конструкцию узлов транспортных средств непрерывного действия без согласования этих изменений в установленном порядке.
2.1.5. Перед пуском транспортного средства непрерывного действия необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся какие-либо работы.
2.1.6. Транспортные средства непрерывного действия при эксплуатации не должны загрязнять окружающую среду выбросами вредных веществ выше установленных санитарных норм.
2.1.7. Безопасность транспортных средств непрерывного действия обеспечивается:
выбором их типа и конструктивного исполнения, соответствующих условиям применения;
применением средств механизации, автоматизации и дистанционного управления, средств защиты;
выполнением эргономических требований;
включением требований безопасности в техническую документацию на их монтаж, эксплуатацию, ремонт, транспортировку и хранение.
2.1.8. Транспортные средства непрерывного действия должны быть пожаро- и взрывобезопасными.
2.1.9. Транспортные средства непрерывного действия в установленных для них режимах и условиях эксплуатации не должны создавать опасности от воздействия влажности, солнечной радиации, механических колебаний, от изменений атмосферного давления, температуры, ветровых нагрузок и т.п.
2.1.10. Транспортные средства непрерывного действия, работающие с выделением пыли, аэрозолей, газов, необходимо укрывать изолирующими кожухами и другими устройствами либо располагать в отдельных изолированных помещениях, тоннелях и т.п. и оснащать их местными отсосами.
2.1.11. Местные отсосы систем удаления вредных веществ от производственного оборудования и транспортных средств непрерывного действия должны блокироваться с этими оборудованием и транспортными средствами для исключения их работы при выключенной вентиляции.
В организациях, где применяются особо токсичные вещества, системы местных отсосов должны иметь сигнализацию, включающуюся автоматически при остановке вентилятора.
2.1.12. Электрооборудование и электрические устройства, применяемые в транспортных средствах непрерывного действия, должны соответствовать государственным стандартам и правилам, определяющим требования к оборудованию по электробезопасности.
2.1.13. Эксплуатация транспортных средств непрерывного действия, подконтрольных территориальным органам Госгортехнадзора России, должна производиться в соответствии с правилами, установленными Госгортехнадзором России.
2.1.14. Транспортные средства непрерывного действия, обслуживание которых связано с перемещением персонала, должны размещаться с обеспечением необходимых безопасных и удобных проходов, оснащаться необходимыми приспособлениями и иными устройствами для безопасного ведения работ.
2.1.15. Транспортные средства непрерывного действия, имеющие большую протяженность, не должны блокировать пути перемещения работников (в столовую, к санитарно-бытовым помещениям, к выходам из производственного здания и т.п.). При необходимости устраиваются переходные мостики или тоннельные переходы.
В местах постоянного прохода людей и проезда транспортных средств под трассой конвейера устанавливаются металлические сетки для улавливания падающих с конвейера грузов.
2.1.16. Стационарные транспортные средства непрерывного действия устанавливаются в соответствии с планировками на прочные основания или фундаменты, выверяются и закрепляются. Допускается бесфундаментная установка транспортных средств непрерывного действия на виброгасящие опоры.
2.1.17. При установке транспортных средств непрерывного действия на междуэтажных перекрытиях или в галереях они должны быть проверены на безопасность воздействия от возникающих при их эксплуатации нагрузок.
2.1.18. Транспортные средства непрерывного действия, при работе которых создается шум, превышающий предельно допустимые нормы, в рабочей зоне обслуживающего персонала рекомендуется оборудовать устройствами подавления или снижения уровня шума до санитарных норм.
2.1.19. Узлы, агрегаты транспортных средств непрерывного действия, имеющих газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы, должны быть выполнены в соответствии с требованиями безопасности, действующими для этих систем.
2.1.20. Движущиеся части транспортных средств непрерывного действия, являющиеся источниками опасности, ограждаются, за исключением частей, ограждение которых невозможно по их функциональному назначению.
Приводные звездочки, шестерни и соединительные муфты приводов конвейеров, поворотные звездочки люлечных конвейеров должны иметь сплошные металлические или сетчатые ограждения.
2.1.21. Средства защиты должны приводиться в готовность до начала работы транспортных средств непрерывного действия так, чтобы функционирование транспортных средств было невозможно при отключенных или неисправных средствах защиты. Системы защиты должны непрерывно выполнять свои функции, и их действие не должно прекращаться раньше, чем прекратится действие опасного или вредного производственного фактора.
Отказ отдельных элементов средств защиты не должен прекращать защитного действия других средств или создавать какие-либо дополнительные опасности.
Средства защиты должны быть доступны для обслуживания и контроля.
2.1.22. Элементы и детали транспортных средств непрерывного действия не должны иметь травмоопасных острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, являющихся потенциальным источником опасности.
2.1.23. Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна исключать возможность случайного соприкосновения работников с горячими или переохлажденными поверхностями.
2.1.24. В необходимых случаях транспортные средства непрерывного действия оборудуются средствами местного освещения, соответствующими условиям эксплуатации.
2.1.25. Конструкция транспортных средств непрерывного действия в необходимых случаях должна предусматривать систему сигнализации, а также систему автоматического останова и отключения привода от источников энергии при опасных неисправностях, аварийных ситуациях или при режимах работы, близких к опасным.
2.1.26. Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна исключать возможность накопления зарядов статического электричества в опасных количествах.
Оборудование и цепи, содержащие электрические емкости, снабжаются устройствами для снятия с них остаточных электрических зарядов.
2.1.27. Органы управления транспортными средствами непрерывного действия должны быть безопасными, удобными, не требующими значительных усилий для работы, исключать возможность непроизвольного или самопроизвольного включения и выключения оборудования, иметь необходимые блокировки и аварийные выключатели.
Органы аварийного выключения (кнопки, рычаги, краны, штурвалы, заслонки и т.п.) должны быть красного цвета, легко распознаваемыми и доступными.
Органы управления, предотвращающие аварийную ситуацию, должны иметь окраску желтого цвета.
2.1.28. У транспортных средств непрерывного действия, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность остановки этих транспортных средств из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должны исключаться несогласованные пуски, пуски оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов.
2.1.29. При обслуживании, смазке и ремонте транспортных средств непрерывного действия должны обеспечиваться безопасные условия их проведения, при этом:
уборка упавшего транспортируемого материала должна производиться при остановленном оборудовании с применением лопат, крючков, сметок, щеток и т.п.:
уборка и чистка электрооборудования, находящегося под напряжением, не допускается;
ремонт и наладка, смазка приводов оборудования и механизмов, не имеющих встроенных систем смазки, во время работы не допускается.
2.1.30. После окончания ремонта или наладки перед пуском транспортных средств непрерывного действия все снятые ограждения и приспособления должны быть установлены на место и прочно закреплены.
2.1.31. Для предотвращения образования в бункере, включенном в единую технологическую транспортную систему, зависаний транспортируемого материала могут применяться связанные с бункером устройства пневматического или вибрационного действия, включаемые в работу одновременно с конвейером.
2.1.32. Сверху бункер должен быть оборудован ограждениями, исключающими падение работника в бункер.
2.1.33. Ручное разрушение сводов, козырьков из зависшего в бункере материала ломами, лопатами не допускается. Проталкивание застрявшего материала должно производиться специальными пиками с надбункерной площадки.
В исключительных случаях для ремонта или чистки бункера работник может опуститься в бункер. Эти работы выполняются по наряду-допуску.
2.1.34. Перед спуском работника в бункер необходимо:
прекратить подачу материала в бункер;
перекрыть выходное отверстие бункера;
отключить приводы подающего в бункер конвейера и вывесить на них предупредительный плакат "Не включать - работают люди!";
при необходимости провентилировать бункер с последующим контролем состояния атмосферы.
2.1.35. Для наблюдения за работником, выполняющим работы в бункере, и оказания ему в случае необходимости экстренной помощи вне бункера сверху должны находиться не менее двух наблюдающих работников с необходимыми средствами оказания такой помощи.
2.1.36. Крепить опускаемую в бункер металлическую лестницу с крюками и (или) страховочный канат предохранительного пояса спускающегося в бункер работника необходимо сверху, вблизи бункера.
2.1.37. Работник, опускающийся в бункер, должен быть в каске, очках, респираторе, одет в спецодежду, соответствующую условиям работы (брюки на выпуск), с предохранительным поясом, имеющим страховочный канат, цепь или веревку, обут в сапоги.
2.1.38. При подъеме работника из бункера страховочный канат должен выбираться так, чтобы в бункере не было провисания каната.
2.1.39. Металлоконструкции транспортных средств непрерывного действия и другого производственного оборудования, эксплуатируемого в составе единого технологического комплекса, должны быть заземлены.
Заземление должно обеспечивать защиту работников от поражения электрическим током.
2.1.40. Для предупреждения об опасности при работе транспортных средств непрерывного действия должны применяться звуковые, световые и цветовые сигнализации, которые должны располагаться в зонах видимости и слышимости работников, и их сигналы должны быть легко различимы в производственных условиях.
2.1.41. Части транспортных средств непрерывного действия, представляющие опасность для работников, и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и т.п., должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.
2.1.42. Если транспортное средство непрерывного действия останавливается на длительное время (например, при сезонной работе), все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку и смазку.
2.1.43. Ограждения и другие защитные устройства, устанавливаемые на транспортных средствах непрерывного действия, должны быть выполнены в соответствии с техническими требованиями, обеспечивающими их функциональное назначение, быть достаточно прочными и надежными в течение установленного срока эксплуатации.
2.1.44. Ограждения, устанавливаемые на транспортных средствах непрерывного действия, кроме тех случаев, когда это невозможно, должны исключать частичное ограждение и доступ к ограждаемому объекту без их снятия.
2.1.45. Ограждения должны обеспечивать безопасную работу транспортного средства непрерывного действия и доступ к точкам смазки и другим деталям, требующим наблюдения за их состоянием в процессе работы.
2.1.46. Ограждения не должны снижать производительности труда и затруднять работнику выполнение работы.
2.1.47. Ограждения должны обеспечивать возможность проведения обслуживания механизмов транспортного средства непрерывного действия с минимальной степенью опасности.
2.1.48. Ограждения не должны иметь острых кромок и должны исключать возможность получения травмы при обращении с ними.
2.1.49. Ограждения могут быть выполненными из листового металла, из проволочной сетки, металлических прутьев или стержней, из армированного или слоистого стекла, из пластмассы.
2.1.50. Ограждения, устанавливаемые стационарно, должны закрепляться на транспортных средствах непрерывного действия надежно и сниматься с использованием специального инструмента. Где не требуется визуального наблюдения предпочтительны сплошные ограждения из металла.
Там, где необходимо визуальное наблюдение, для изготовления ограждений следует применять прутки, стержни, сетки, прозрачные материалы.
Если в конструкции ограждения предусмотрены регулируемые части или детали, то эти элементы ограждения должны быть безопасно расположены, надежны и удобны в работе. При выполнении регулировочных операций необходимо остановить оборудование.
2.1.51. В определенных случаях устанавливаемые ограждения дополняются блокировками или другими автоматическими средствами безопасности для предотвращения доступа к источнику опасности при работающем механизме через открытые по необходимости пространства.
2.1.52. Для целей блокировки предпочтительнее применять нормально разомкнутые выключатели, которые замыкаются при постановке ограждения на место.
2.1.53. Ограждения, функционально связанные с ними детали и элементы транспортных средств непрерывного действия должны регулярно подвергаться тщательному осмотру, а их блокирующие и автоматические системы - периодическим осмотрам, проверкам на функционирование, регулировочным и наладочным операциям.